Реклама
   
   
Дэрил и Кэрол снова рискуют в отрывке из второго сезона спин-оффа «Ходячих мертвецов» «Дэдпула и Росомаху» отдали на расправу китайским цензорам Первый взгляд на «Сумерки богов» Зака Снайдера Рецензия и отзывы на игру The Inquisitor Первые кадры со съёмок «28 лет спустя»: Джоди Комер и никаких зомби

Бабадук

The Babadook

Чернуха по-австралийски

Не верьте рекламе! «Бабадук» на самом деле — никакой не ужастик. Это семейная драма с социальным оттенком, которая пользуется выразительными средствами хоррора для придания ситуациям остроты и лучшей игры на зрительском нерве. Причём драма по хардкору — исключительно мрачная, тяжёлая, депрессивная и беспросветная: в начале повествования героям очень плохо, а дальше становится всё хуже, и хуже, и хуже. И смотреть на это столь же тяжело, неприятно, местами даже мучительно… Проще говоря, перед нами чернуха (казалось бы, при чём здесь «Левиафан»?). Так говно ли фильм? А вот ничуть.

Эмоциональный маршрут, по которому «Бабадук» ведёт зрителя, заставляет вспомнить, например, «Страсти Христовы» (это же не оскорбление чувств верующих, нет?): сначала зритель долго мучается вместе с героями (пусть их страдания здесь и носят не физический, а психологический характер), а под конец получает свой выстраданный предфинальный катарсис. А помучиться есть отчего: обесцвеченный мир фильма, призванный символически подчеркнуть серую беспросветность бытия замученной матери-одиночки, так и не оправившейся от смерти супруга и не слишком успешно воспитывающей шестилетнего пацана с очевидными психологическими проблемами, обеспечивает мощное гнетущее впечатление с первых же минут. И всё происходящее дальше — от разрыва с близкими и не очень людьми до появления в жизни данной «дисфанкшнл фэмили» чудовища из детской книжки
— лишь усугубляет. А уж до чего органично изображения сверхъестественного ужаса вписываются в картины ужаса экзистенциального
— просто оторопь берёт… Так что нет, не врала всё-таки реклама: хоррора в фильме хоть отбавляй. Правда, совсем не такого, какого принято ждать от обычного жутика.

Затхлый мирок фильма не единственный источник зрительских мытарств; герои — тоже тот ещё подарок. Поймите правильно — что взрослая Эсси Дэвис, что малолетний Ноа Уайзман наиграли если и не на «Оскар», то наверняка на какую-нибудь награду поскромнее. Особенно расстарался пацан: в первой половине фильма маленького мерзкого назойливого засранца хочется если и не придушить, что твоего Джоффри, то как минимум прописать ему целительного леща. Зато стоит повествованию перевалить за середину и слегка сместить акценты, как к мальцу живо проникаешься искренним сочувствием и волей-неволей начинаешь переживать за его судьбу. Ну а мучения несчастной матери, изо всех сил старающейся любить ребёнка, который ей совершенно не нравится, да вдобавок пытающейся заработать им обоим на жизнь и справиться со стаей персональных тараканов, куда более крупных и жирных, чем она сама до поры подозревает, и вовсе ощущаются как свои собственные.

   
   

При всей своей чернушности и беспросветности, «Бабадук», пожалуй, один из самых осмысленных фильмов в жанре — как минимум за последние годы. Австралийская режиссёр и сценаристка Дженнифер Кент явно не преследовала цель заставить как можно большее количество школьниц в зале погромче визжать, а хотела высказаться по волнующим вопросам. А значит, вместо того, чтобы придумывать очередное «пикабу», потратила экранное время на раскрытие и развитие характеров, рассказ истории и наполнение её смыслами. В результате высказывание получилось мощным и доходчивым.

Тут вам и жизненная повесть о безусловной любви матери и ребёнка, которая при неудачных внешних обстоятельствах способна быть не менее мучительной и трагической, чем иная романтическая. Тут и мрачная сказка о кошмарах, комплексах и неврозах, которые страшным образом проецируются на окружающую действительность. Тут и трагизм пожирающего душу бытового безумия, порождённого отчаянием и безысходностью. Всё это сплетается в тугой клубок терзающего психологического и драматического напряжения, разрывающийся в катарсическом противостоянии с чудовищем, за которым следует довольно занятный финал. С одной стороны, в рамках сюжета он смотрится вполне уместно и никакого ощущения банальности, незавершённости или аляповатости не оставляет (в отличие от большинства коллег по жанру, которые неизменно умудряются вляпаться либо в одно, либо в другое, либо в третье), с другой
— даёт простор для трактовок и стимул к размышлению как над самой историей, так и на заданные темы.

Эстетствующие граждане, конечно, могут посетовать, что намёки, разбросанные по фильму, слишком толсты и чересчур однозначны, а идеи поданы недостаточно изящно и излишне прямолинейно, и вообще «сразу всё понятно». Но не будем уподобляться. «Бабадук» — тот редкий случай, когда очередной хоррор (пусть и условный) является не рыночным продуктом для невзыскательной публики, а полноценным художественным произведением, умеренно глубоким и мало-мальски (правда — совсем чуть-чуть) требовательным к зрителю в эмоциональном и интеллектуальном плане и при этом нарочито к нему безжалостным. Штучный товар.

Обсуждение рецензии
61 комментарий
Поделиться:
Владислав Никиткин
1 февраля 2015

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
70%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 628: «Полицейский из Беверли-Хиллз 4», ужастик от лица маньяка, «Головоломка 2», «F1» с Брэдом Питтом
 
3ЕВА
 
 
0Телеовощи – 556: Как дыра влияет на драму
 
4Ноль кадров в секунду – 534: Достать Варрика
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 627: «Смотрители» Ишаны Шьямалан, «Мальчик и птица», приквел «Тихого места», красные трусы Супермена
 
2ЕВА – 588: Присунуть рисоварке
 
1Телеовощи – 555: Защитные брови
 
0Ноль кадров в секунду – 533: Пышногрудые самолёты
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 626: «Фуриоса», «Воображаемые друзья», «Война и мир» от Сарика Андреасяна, «Космические яйца 2»
Ещё

Новые комментарии